Предисловие к сборнику Феофана Затворника. Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве.
Святые отцы о молитве и трезвении
Под трезвенным деланием понимается внимание к помыслам, мечтаниям и движениям чувств. Это сила души, которая противостоит злу, дальновидность, когда ум издалека видит искушения и избегает их, предпринимая соответствующие меры безопасности; это непрестанная молитва и наблюдение ума за сердцем, за входящими и исходящими из сердца. Молитва — это катапульта против демонов, против страстей, против греха и вообще против всего того, что встает на пути спасения. Молитва — это бич, который бичует любой демонский помысл. А мы ленивы и нерадивы, и диавол обманывает нас, и мы творим ему послушание и не занимаемся молитвой как должно. Если бы занимались ею, то не допустили бы стольким страстям и немощам овладеть нами.
Если кто-то смотрит на меня с любовью, а я отвернулся и не обращаю на него внимания, то он не может высказать свою любовь ко мне. Остановившись, он терпеливо ждет, когда я повернусь к нему со вниманием, чтобы заговорить со мной. Так Дух Святой терпит нас порой всю нашу жизнь, ожидая, что мы обратим к Нему свой внутренний взор, очи сердца, начнем молитву и обретем способность духовного общения во внимании. Такое духовное внимание и внутреннее общение с Богом святые отцы именуют трезвением. Оно соединяет нас с Богом и с ближним в радости и мире.
- Поделиться с друзьями ВКонтакте. Ссылка скопирована.
- Автор: Эмилиан Вафидис , архимандрит. Эмилиан Вафидис , архимандрит.
- Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух, нет молитвы — нет жизни в духе, — писал святитель Феофан своему адресату.
Святые отцы много трудились, дабы обрести через молитву благодать Божию. Поэтому и мы, их чада, обязаны им всегдашней благодарностью за то, что они указали нам путь, который ведет душу к единению с Богом. Удивляешься и говоришь: "Но как же могут люди, в особенности же монахи и священнослужители, жить духовно, удовлетворять потребности своей души без молитвы, которую святые отцы завещали нам из своего опыта?