Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной или общей и мелкой или ручной моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.
Первые шаги: развиваем мелкую моторику у малышей
Мелкая моторика важна для физического и психологического развития ребенка. Малышам с плохим развитием моторных навыков трудно удерживать ручку во время письма, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Поэтому необходимо с ранних лет развивать этот навык при помощи специальных упражнений и игр. Поговорим о влиянии мелкой моторики на детский организм, а также о способах ее развития у малышей разных возрастов.
Двигательная активность тесно связана с развитием функций мозга ребёнка в первые годы жизни. Особую роль играет движение пальцев, мелкая моторика рук. Импульсы с них поступают в центральную нервную систему, благоприятно влияют на формирование речевого центра и других участков коры головного мозга.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста — это важный аспект, который помогает им улучшать координацию движений, укреплять мышцы и готовиться к освоению более сложных навыков, таких как письмо. В детском саду "Азбука" мы активно развиваем как мелкую, так и крупную моторику с помощью увлекательных игр и упражнений. Для развития мелкой моторики, которая отвечает за точность движений пальцев, мы предлагаем занятия с конструкторами, мозаиками, лепкой из пластилина и рисованием. Эти игры помогают детям укрепить руки, улучшить координацию глаз и рук, а также развить внимание и усидчивость. Исследования показывают, что такие упражнения способствуют не только физическому развитию, но и положительно влияют на речевые способности ребёнка. Крупная моторика, связанная с общими движениями тела, развивается через активные игры и физические упражнения.